Портрет Софьи Оранской, поэта, писателя, сценариста, Париж.
Художник абстракционист Искан (Искандер Ильязов), холст/акрил. Москва,2022г
Картина находится в частной коллекции Софьи Оранской.
ПОРТРЕТ СОФЬИ ОРАНСКОЙ
Композиция ИСКАНА № 376
acr 80×60 dynamic reds
«ДАМА В КРАСНОМ БАРХАТЕ»
(Из серии необычных портретов)
Разглядывая необычный портрет этой необычной женщины, пытаешься разгадать его тайный смысл. А портрет действительно необычный, ведь выполнен он в жанре абстракции, и значит, его суть выражается условно через символ.
—
С первого взгляда стихия красного завладевает воображением. Это цвет страсти, красоты и царственности. Магия символа велика. Она взрывает его изнутри и являет образ «Дамы в красном бархате». Кто она? Откуда? Как разгадать её загадку, сокрытую в тёмных бархатных провалах складок? Быть может, это новая Джоконда, и нас чарует новый образчик воплощённой женственности?! А может, стихия красного пишет иной облик… Порой женская природа настолько непостижима, что может вмещать в себя и бесстрашную воительницу, и кроткую святую.
—
Взгляд неотрывно изучает холст. И внутренняя динамика его изображения создаёт свою реальность. Чёрточки, штрихи, мазки, колористические переходы выступают единым ансамблем и оживляют образ.
—
Мелькают золотые огни большого города, по полотну гуляет ветер парижских улиц! Вольнó и стремительно врывается в эти потоки дама в красном, не сдерживая своего темперамента, а ветер треплет ей рыжие пряди волос и втягивает их в свою заманчивую игру.
—
Закрутив сизые вихри, он неожиданно укрывает, словно под вуалью, вожделенный образ незнакомки.
—
И только маленькое красненькое сердечко в верхней части картины проглядывает сквозь флёр таинственности и напоминает кокетливую мушку на лице красавицы. Эта мушка – знак любовной игры и свидетельство о любви. И вот уж мелькают, искрятся стихотворные рифмы и строчки, полные любовной страсти и неги : дама в красном — поэт. Она обнаруживает свою поэтическую сущность, обрушивая шквал своих стихов. И она играет поэтическими образами, как ветер на лету её колдовскими волосами, создавая причудливую вязь.
—
И в это мгновение картина приводит к новому видению, раскрывается древний миф. И незнакомка как прекрасная царственная Даная предстаёт, осыпаемая золотым дождём, в который превратился всемогущий Зевс, поглощённый любовной страстью. Величие богов и героев переносит сознание в иную область бытия, где жизнь течёт по иным законам. Как туманное созвездие, помещённое высшими силами на небеса, показался таинственный женский образ – в центре мироздания на пересечении времён. Среди проносящихся огненных комет, среди космических частиц и лучей он остаётся вечной загадкой Вселенной.
—
Образ Дамы в красном бархате сложен, глубок и многослоен. Он вбирает голоса современности и ушедших эпох, в нём красота и фантазия древнего мифа, в нём поэзия бытия, в нём радость и огонь любви, и ветер необъятной Вселенной.
—
При внимательном рассмотрении открывается в нём и ещё один пласт.
—
Фиолетовый ламбрекен выступает как принадлежность театральной игры. Занавес поднят. Это тот самый призрачный занавес на сцене мирового театра, о котором писал Шекспир. Спектакль идёт. Вечный спектакль. Фиолетовые тени струятся и тонкими бликами подмешиваются к свету и блеску в пространстве красочных декораций, которыми властвует Дама в красном бархате. Мелькают в свете софитов золотые блики зеркального шара. Героиня в красном выходит вперёд на первый план как театральный персонаж, как главное действующее лицо, как центральный образ картины.
—
Жизнь этой удивительной ПОЭТЕССЫ, прозаика, публициста, литературоведа, киносценариста лишена обыденности… насыщена глубокими художественными образами и неординарными событиями, что органически рождает возвышенный и загадочный образ Дамы в красном бархате.
—
Этот яркий образ уловил и запечатлел своей энергичной «солнечной» кистью художник-абстракционист Искан, стремясь вложить в портрет Софьи Оранской и свойства её характера, и черты творческой, философской натуры, и притягательную внешность.
—
С. Волошина-Андрийчук,
Москва, 2023 год