общего характера

История, общего характера, Россия

Фото: Глеб Вл Поспелов (1923 — 1978), учитель математики, краевед Подмосковья с учениками. Орехово-зуевский район, 1951г. На фото Г.В. Поспелов в центре в темном костюме. — К 100-летию года рождения краеведа, ветерана ВОВ Г.В. Поспелова.

pospelov_album_3_004

Глеб Владимирович Поспелов (мой отец), учитель математики, краевед — в центре, в темном костюме.

Правообладатель документа: Софья Оранская (н.иоф Ольга Глебовна Поспелова). Архивные документы и фотографии, Париж.

Перепубликация данного документа на бумажных носителях — только с письменного разрешения правообладателя (связь см. в разделе Контакты), на электронных носителях — с обязательной гиперссылкой на данный Блог и авторский сайт.

История, общего характера, Россия

Глеб Вл. Поспелов (1923 — 1978), краевед, учитель математики и истории. Школьное фото 1940 года: учителя с учениками, школа №3, г. Орехово-Зуево, Моск. обл. Г.В. Поспелов в центре в нижнем ряду. — К 100-летию года рождения краеведа, ветерана ВОВ Г.В. Поспелова.

pospelov_archive_1_28ФОТО: учителя с учениками, школа №3, г. Орехово-Зуево, Моск. обл., 1940 год.

Глеб Владимирович Поспелов (мой отец) — в первом ряду снизу в центре.

Правообладатель документа: Софья Оранская (н.иоф Ольга Глебовна Поспелова). Архивные документы и фотографии, Париж.

Перепубликация данного документа на бумажных носителях — только с письменного разрешения правообладателя (связь см. в разделе Контакты), на электронных носителях — с обязательной гиперссылкой на данный Блог и авторский сайт.

Великая Отечественная война, История, общего характера, Россия, Статья

Справочный материал по г. Орехово-Зуево. Составитель Глеб Вл. Поспелов, краевед, член музейного совета, член общества по охране памятников истории и культуры. — К 100-летию года рождения Глеба Вл. Поспелова (1923 — 1978).

 

pospelov_gleb_krayevedenie

Из СБОРНИКА СТАТЕЙ, ОЧЕРКОВ ГЛЕБА ВЛАДИМИРОВИЧА ПОСПЕЛОВА (1923 — 1978), краеведа г. Орехово-Зуево, Моск. обл. — «СВЯЗЬ ВРЕМЕН». Составитель, редактор сборника — С. Оранская.

1974г.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ для проведения экскурсий и походов по г. Орехово-Зуево и Орехово-Зуевскому району

/Краткое описание исторических, историко-революционных, археологических, литературных, архитектурных, культовых, мемориальных памятников и памятных мест/

Составитель Г.В. ПОСПЕЛОВ, член Совета Орехово-Зуевского музея, член президиума Орехово-Зуевского отделения

Всероссийского общества по охране памятников истории и культуры

Содержание :

  1. г. ОРЕХОВО-ЗУЕВО
  2. ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ РАЙОН
  3. АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ (Орехово-Зуева и района)

ОТРЫВОК из данной работы:

г. ОРЕХОВО-ЗУЕВО

Орехово-Зуево как город существует с июня 1917г. Он сложился из торгового села Орехово, располагавшегося левее памятника В.И. Ленина (если стоять лицом к Клязьме), местечка Никольского, находившегося правее памятника (и за железной дорогой), входивших в состав Владимирской губернии (Покровского уезда) и населенных пунктов за рекой Клязьмой села Зуева, Крестоведовиженского погоста (Подгорная) и д. Дубровка (территория близ завода Карболит), которые входили в состав Московской губернии (Богородского уезда).

Основная магистраль города ул. Ленина – ул. Кирова.

Эта магистраль является основной потому, что здесь сосредоточены наиболее важные административные и культурно-бытовые учреждения города. Больше десятка учебных заведений, восемь лечебниц, хлопчато-бумажный комбинат и др. промышленные предприятия.

Памятник В.И. Ленину

До 1930г. на месте, где сейчас территория, окружающая памятник, располагался рынок (нэпманский). Затем был разбит сквер, соединившийся затем с городским парком.

Памятник В.И. Ленину был открыт 7 ноября 1933г. в 16-ю годовщину Октября. Памятник реконструирован в 1973г.

В.И. Ленин в сентябре 1895г. был в Орехово-Зуеве. Он писал в письме к Аксельроду :

«Был в Орехово-Зуеве. Чрезвычайно оригинальны эти места, часто встречаемые в центральном промышленном районе. Чисто фабричный городок с десятками тысяч жителей, только и живущих фабрикой. Фабричная администрация – единственное начальство. «Управляет» городом фабричная контора. Раскол народа на рабочих и буржуазию самый резкий. Рабочие настроены поэтому довольно оппозиционно.» (Соч. Изд. 4, т. 34 стр. 1. )

Ул. ЛЕНИНА (бывшее торговое село Орехово)

Налево от памятника располагается собственно Орехово – «Орехово» в узком смысле слова. Старые и коренные жители города знают, что если сказано «был в Орехове» или «купил в Орехове», то это значит на ул. Ленина между 9-ым магазином и вокзалом. Это торговые ряды города, бывшее торговое село Орехово, возникшее на земле Ореховской церкви во II-ой половине XIXв. После того как выросли Морозовские фабрики – фабричное место Никольское.

Предшественником торгового села был церковный погост Орехововпервые упоминаемый в 1637г. в писцовой книге Василия Кропоткина и дьяка Игнатия Лукина.

«Погост на Орехове, на реке Клязьме и на погосте церковь великого чудотворца Николая…»

В прошлом торговое село было мало благоустроенным, хотя торговых заведений было много: трактиры Татарникова (современная Типография – самый большой трактир), Кулагина (школа №7, вечерняя), книжный магазин и типография Палладиных (ныне 9-ый магазин), магазины Семенова, Вавилина Штанникова, Маслова, Булкина, Пухова, Красноложкина, обувной магазин Смирнова, аптечный магазин (2-ой этаж современного ресторана «Нива»).

Старое Орехово пересекала большая канава (по линии современной шк. №7 – овощной магазин). Через канаву по улице был перекинут мостик.

В 1910 – 11гг. в с. Орехово был большой пожар. Подожгли сами застройщики, чтобы получить страховые деньги (сведения Каравашкина А.М.)

За годы советской власти эта часть города реконструирована, благоустроена. Однако облик старого торгового села во многом сохранился, что является ценным.

Совершенно верным является мнение проф. Белявского, высказанное им в статье «Глазами гостя» : «…И, конечно, крайне важно, нужно сохранить значительный участок современной улицы Ленина с ее зданиями 80-ых годов XIX в. Не вклинивая на этом участке ни новых крупноблочных зданий и не перестраивая старые.» («Орехово-Зуевская правда» от 27 февраля 1974г.)

ОБЕЛИСК «Памяти павших»

Скульптуры В.Т. Куров, Г.А. Сидоров, архитектор Н.В. Донских.

Сооружен в 1970г.

Больше 36 тыс. орехово-зуевцев принимали участие в Великой Отечественной войне 1941 – 45гг. Многие из них отдали свою жизнь за Родину. Свыше 10 тысяч орехово-зуевцев за участие в войне награждены орденами и медалями.

21 человек наших земляков удостоены звания Героя Советского Союза, в этом числе Федор Лопатин, Кесарь Андреев, Виктор Галочкин, Яков Токмаков, Федор Тургенев, Владимир Сосин, Евгений Ильин, Аверкин, Бондаренко, Балякин, Алексей Клюшкин.

 

Г. Поспелов, 1974 год, г. Орехово-Зуево.

Фото: Г.В. Поспелов, г. Орехово-Зуево, март 1968г.

Правообладатель фото и рукописи статьи : Софья Оранская (н.иоф Ольга Глебовна Поспелова). Архивные документы и фотографии, Париж.

Перепубликация фото и статьи на бумажных и электронных носителях — только с письменного разрешения правообладателя (связь см. в разделе Контакты),

кинематограф, Литература, общего характера, Россия

Фото: Сергей Стручев, художник по костюмам, Мосфильм и Софья Оранская, поэт, писатель, сценарист. Москва, Мосфильм, 2017, 2018гг.

Serguei-Struchev-Sophia-Oranskaia-2017Сергей Стручев и Софья Оранская. Москва, Киностудия Мосфильм, лето 2017г.

P1120797Сергей Стручев и Софья Оранская. Москва, Киностудия Мосфильм, 2018г.

Сергей Викторович Стручев родился 27 июня 1960 года.

По окончании театрально-художественного училища поступил в Московский текстильный институт, где окончил факультет прикладного искусства.

В 1998 году работа с режиссером Никитой Михалковым стала основополагающей в выборе творческого пути на многие годы. В сотрудничестве с киностудией ”ТриТэ” были сделаны такие фильмы как “Сибирский цирюльник”, “Утомленные солнцем 2”, “Солнечный удар” (реж. Никита Михалков). В числе работ Сергея Стручева фильмы: “Легенда 17” и “Экипаж” (реж. Николай Лебедев).

Сергей Стручев был четырежды номинирован на премию “Золотой орел” в категории “Лучшая работа художника по костюмам” и дважды получал награду: “Солнечный удар” (2015 г.) и “Турецкий гамбит” (2006 г.).

В 2011 году Сергей Стручев и Владимир Корецкий получили премию “Ника” за костюмы к фильму “ Брестская крепость”.

В 2019 году Сергей Стручев возглавил преподавательский состав программы «Художник по костюмам», став ее куратором.

 

Софья Оранская — поэт, писатель, публицист, литературовед, сценарист. Почетный член Международной академии современных искусств (Москва). Член Рос. союза писателей, Союза писателей 21 века (Москва), Союза писателей Северной Америки (Канада),  Ассоциации французских художников и писателей (Париж), Евразийской творческой гильдии (Лондон). Лауреат, финалист, номинант многочисленных лит. конкурсов. Кавалер орденов «За заслуги в литературе и искусстве», «За заслуги в национальной поэзии», награждена Пушкинской медалью, медалями Маяковского, Ахматовой, Достоевского, тремя Золотыми и Бронзовой медалями (конкурс АЕА, МАСИ), Звездой 3 степени «Наследие», медалью «За заслуги в просвещении, культуре, искусстве и литературе», знаком отличия «За авторские заслуги» и др. награды. 

Автор 4 книг, участник 30 антологий, сборников поэзии и прозы. Множество публикаций в журналах, газетах в России, Франции, Германии, Англии, Чехии, Латвии, Израиле, Канаде, США.

 

Правообладатель фотографий : Софья Оранская. Архивные документы и фотографии, Париж.

Перепубликация фотографий на бумажных и электронных носителях — только с письменного разрешения правообладателя (связь см. в разделе Контакты).

 

Искусство, Культура, Литература, общего характера, Россия

Фото: Людмила Северина, художник (справа) и Софья Оранская, поэт, писатель. Москва, июнь 2019.

L-Severina-S-Oranskaia-18-06-2019-Moscou

ЛЮДМИЛА СЕВЕРИНА, Художник. Живет в Москве, где она родилась. Закончила Московский Государственный Педагогический Университет (художественно-графический факультет), по курсу реставрации иконописи. Талантливый художник в стиле фигуративной живописи, она пишет яркие, сочные, лиричные, полные солнечной энергии, поэтичные пейзажи, городские этюды и натюрморты. У Людмилы Севериной за большой творческий стаж огромное количество выставок, групповых и индивидуальных. Среди них  персональные выставки в исторически-культурном центре г. Виллекрен (Франция), в галерее «Le 148″ в Париже, в Москве в галерее DEVE на Красном Октябре, участие в групповых выставках: «Русское Рождество» в Ницце, Арт Манеж «Золотая кисть» на Московском международном салоне ЦДХ, проект «Питер-Москва» ВЗ «Тушино», в Посольстве республики Армении в Москве и многие другие. Людмила Северина прекрасный организатор выставок: она – куратор и участник группового проекта «Диалог с творчеством» (Московская Городская Дума). Много наград: Grand Prix Argenson галереи Everart (г.Париж), Гран-при на осеннем Салоне г.Виллекрен (Франция), Диплом выставки-конкурса «Золотая кисть», диплом российско-итальянской Академии «Феррони» и др. Работы Людмилы Севериной находятся в Музее Современной Истории России, Национальной галерее Республики Сербии, муниципальной коллекции г. Виллекрен (Франция), в частных коллекциях России, Франции, Германии, США, Швейцарии.

 

СОФЬЯ ОРАНСКАЯ — поэт, писатель, публицист, литературовед, сценарист. Почетный член Международной академии современных искусств (Москва). Член Рос. союза писателей, Союза писателей 21 века (Москва), Союза писателей Северной Америки (Канада),  Ассоциации французских художников и писателей (Париж), Евразийской творческой гильдии (Лондон). Лауреат, финалист, номинант многочисленных лит. конкурсов. Кавалер орденов «За заслуги в литературе и искусстве», «За заслуги в национальной поэзии», награждена Пушкинской медалью, медалями Маяковского, Ахматовой, Достоевского, тремя Золотыми и Бронзовой медалями (конкурс АЕА, МАСИ), Звездой 3 степени «Наследие», медалью «За заслуги в просвещении, культуре, искусстве и литературе», знаком отличия «За авторские заслуги» и др. награды. 

Автор 4 книг, участник 30 антологий, сборников поэзии и прозы. Множество публикаций в журналах, газетах в России, Франции, Германии, Англии, Чехии, Латвии, Израиле, Канаде, США.

Правообладатель фотографии : Софья Оранская. Париж.

Перепубликация фотографии на бумажных и электронных носителях — только с письменного разрешения правообладателя (связь см. в разделе Контакты).

Великая Отечественная война, общего характера, Поэзия, Россия

Памяти мамы Нины Тихоновой (07.01.1923 — 18.11.2007), ветерана ВОВ. Стихи: Софья Оранская. Фото: 1. фронтовое. Белорусский фронт, 1945г. 2. Послевоенное, 1950 годы.

Nina-Tikhonova-Mather-of-S-Oranskaia-Photo-fevr1945

pospelov_album_1-045

Памяти мамы Нины, ветерана ВОВ

Воспоминания нахлынули потоком
Ноябрьских дождей, в них соль небесных слёз.
Платили обе мы труда души оброки
В зависимости Судеб. Вышел Срок

Тебе давно. И улетела ты в… Свободу
От треволнений, мук, страданий. Тишь-Покой
Душа нашла твоя Там, съединившись с Родом.
Ах, силу доброты своей утрой…

И путь страдальческий забудь. Лишь помни: свечи
Мы с сыном ставим здесь. И помним, любим, чтим.
И пирога любимого горячий желтый ломтик
Мы в память о тебе не раз еще съедим.

И так Со-Единим душ ниточки живые…
Тебя ж укроет Там Светлейший Николай.
Ведь Двери отворились Золотые,
И муки Геи все забыв, вошла ты тихо в Рай.

Ноябрь 2020г., Париж

Стихотворение опубликовано в подборке стихов «По эпохе переломной»
в альманахе «Царицын» №2(5) 2022 (Волгоград, Изд. Перископ-Волга).
Данный поэтический цикл был представлен на международном конкурсе АЕА — 2022
(Международная академия современных искусств, Москва), номинация Литература,
награда: Золотая медаль и диплом Лауреата.

Мама, ЛЮБЛЮ! Ты столько перенесла в этой жизни… И с таким МУЖЕСТВОМ! ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ, милая моя!

 

Культура, общего характера, Франция

Фото: Сергей Чепик, художник (1953, Киев — 2011, Париж) и Софья Оранская, поэт, писатель. Апрель 2005. Центр Пьера Кардена, Париж.

 

Jpeg
Jpeg
Сергей Михайлович Чепик (24 июня 1953, Киев — 18 ноября 2011, Париж) — франц. художник, график, иллюстратор русского происхождения.

_

Родился в семье украинского живописца Михаила Чепика (1920—1972) и русского скульптора Людмилы Давидовны Сабанеевой (1922—2016). Окончил художественную школу в Киеве. Год проучился в  Киевском художественном институте, но после смерти отца решил переехать на учёбу в Лениград.  Окончил факультет  монументальной живописи Лениградского гос. академического института живописи им. Репина. С 1978 член Молодёжного объединения Союза художников СССР. Сразу почувствовал давление советской цензуры. В 1987-м композиция Чепика «Мертвый дом» (1979—1987) была запрещена к показу. Созданные на основе наблюдений за сумасшедшими картина отражала повседневную жизнь советского общества. Женившись на француженке, в августе 1988 уехал во Францию. Жил и работал в Париже. Похоронен на  кл. Монмартр.

_

С 1988г провёл 33 персональных выставок в разных странах Европы, в основном в Лондоне и во Франции. Среди них выставка в Париже в презентация портрета баронессы Маргарэт Тэтчер и Рудольфа Нуреева (1993), выставка «Голгофа» в Gatto Gallery (Лондон, 1999), выставка «Война и мир» в  Центре Пьера Кардена (Париж, 2004).

_

В 2005 г  выполнил цикл картин: «Я есмь Путь,Истина и Жизнь» для собора святого Павла в Лондоне.

_

Работы художника хранятся в музеях и частных коллекциях в России, Франции, Великобритании и других странах. Сергею Чепику заказывали, в том числе свой портрет премьер-министр Великобритании МАРГАРЭТ ТЭТЧЕР. Он автор ПОСЛЕДНЕГО портрета балетмейстера РУДОЛЬФА НУРЕЕВА, и портрета ПЬЕРА РИШАРА, с которым дружил.

_

Софья Оранская поэт, публицист, литературовед, киносценарист. Живет  c 1990 годов в Париже.
Заслуженный деятель искусств (Академия Литературы, Искусств, Коммуникаций, Германия, 2021).
Почетный член Международной академии современных искусств, член Российского союза писателей, Союза писателей XXI века, Союза писателей Северной Америки (Канада), Евразийской творческой гильдии (Лондон, Великобритания), Ассоциации французских художников и писателей (Франция), Советник-консультант от Франции Международного конкурса де Ришелье – 2020 (Германия – Франция).

Образование: филфак ГГТУ, ВГИК (сценарии), Вечерние курсы сценаристов (ВГИК, мастерская В. Черных), Сорбонна, Париж (метриз по философии). Работала на к/ст «Мосфильм» на фильмах ведущих режиссеров: Э. Рязанов, С. Колосов, А. Кончаловский, Н. Михалков, В. Тумаев, С. Дружинина и другие.

В московских издательствах вышли книги стихов «На Заре» (1998), «Королевский путь-I» (1999), «Сфера: Территория Любви» (2017) и книга стихов, прозы, публицистики, литературоведческих эссе «Эпоха Техно» (2018). Публикации в СМИ, журналах, сборниках в России, Франции, Германии, Англии, Латвии, Чехии, Канаде, США, Израиле.
Стихи опубликованы в 30 альманахах и антологиях.

Награды: два ордена «За заслуги в литературе и искусстве» и  «За заслуги в национальной поэзии», медали Пушкина, Маяковского, Ахматовой, Бунина, Есенина,  Чехова, Достоевского (2018 — 2022), медаль «За труды в просвещении, культуре, искусстве и литературе», три Золотые медали и Бронзовая медаль на международном конкурсе АЕА в номинации Литература (МАСИ, 2021-2023) и др. Лонг листер международной премии «Писатель XXI века — 2018». Специальный диплом международного конкурса «Россия, перед именем твоим…» — Петровская академия наук и искусств (ПАНИ), 2023.  Лауреат, финалист, номинант многих международных литературных конкурсов.

Кинематограф: принимала участие в подготовке док. фильма о балетмейстере Е. Полякове «Евгений Поляков» (2003, Евграфофф-продакш, США, реж. В.Кара), снималась в художественных фильмах «Счастье Задока» (1993, Франция – Россия, реж. Сальфатти), «Мальро, ты меня удивляешь!» (2001, Франция, реж. Мишель Розье). По сценариным идеям поставлены два художественных телефильма «Дом с лилиями» (2014) и «Красная королева» (2015).

 

Фото сделано в Центре Пьера Кардена после дефиле русской моды в апреле 2005 года фотографом Валерием Савельевым. Фото из архива С. Оранской.

Правообладатель фотографии : Софья Оранская. Архивные документы и фотографии, Париж.

Перепубликация фотографии на бумажных и электронных носителях — только с письменного разрешения правообладателя (связь см. в разделе Контакты).

 

История, Культура, общего характера, Россия

Фото: выставка «Старинные фотографии и документы. Из архива краеведа Г.В. Поспелова» к 100-летию статуса г Орехово-Зуево, Моск. обл. 2017г. Организатор выставки — поэт, публицист, сценарист Софья Оранская.

 

Exposition-100let-Orehkovo-Zouevo-2017-2

Софья Оранская с подругой, библиотекарем Ниной Родниковой

 

Exposition-100let-Orekhovo-Zouevo-2017-3

Софья Оранская с подругой Ириной М.

 

 

Интервью, Литература, общего характера, Поэзия, Россия, Франция

Софья Оранская, поэт, писатель, сценарист. Интервью с Софьей Оранской опубликовано в журнале «Время читать», СПб, 2023.

Sophia-Paris-mars2019(=

 

«ВСЯКОЕ ТВОРЧЕСТВО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ БЕСЦЕЛЬНЫМ»

Интервью для журнала «Время читать», СПб, №3, 2023

Беседу вела Алексия Сандрин

Софья, Вы являетесь обладателем множества российских и зарубежных премий, скажите, как Вы считаете, где к литературе относятся с большим интересом, в России или Европе?

– Было бы некомпетентно с моей стороны говорить обо всей европейской литературе, т.к. я с ней мало знакома. Я очень хорошо знакома с литературой, в том числе современной, Франции, где я живу вот уже 30 лет, и могу сказать, что ситуация здесь в настоящее время хорошая: ежегодный Салон Книги, где каждый год представлены более 800 издательств самых разных направлений, это показывает. И главное, что у авторов есть читатели. Важно и то, что французское телевидение активно представляет в различных программах писателей, специалистов по истории, социологии с презентацией их новых книг. Есть и престижные литературные премии, которые играют немаловажную роль в творчестве авторов и, именно получив их, они становятся известны миллионам французов. Один минус все же есть: поэзия стала, увы, здесь малоинтересна публике, и издание ее в хороших престижных издательствах вот уже более 20 лет практически невозможно для современных авторов. Что касается России, там иная ситуация и в чем-то парадоксальная. Парадокс в том, что писателей и поэтов стало намного больше, чем это было в советское время, а читательский интерес к книге упал. А точнее, он стал более «элитарным». Но в России есть свои плюсы: самим литераторам легче стало издаваться по сравнению с прошлыми временами, и в России по-прежнему любят и ценят поэзию!

Вы пишете книги, у Вас был опыт работы на киностудиях у известных режиссеров, являетесь также сценаристом. Что все-таки для Вас ближе писательская деятельность или сфера кино?

– Мне обе сферы моей творческой деятельности дороги и важны. Я не могу сказать, что главнее, хотя все же первичная моя «ипостась» – это Поэзия, в чем я многое уже смогла выразить и создать. Люблю публицистику, и я очень рада, что не только поэтическое творчество, но мое публицистическое эссе «Франция, семь лет размышлений» было неоднократно отмечено литературными премиями в России и за рубежом. А сфера кино со мной всю жизнь, с того момента, когда я работала на «Мосфильме» на фильмах больших мастеров кино Э. Рязанова, Н. Михалкова, А. Кончаловского, С. Колосова и других, затем, когда по моим сценарным идеям были поставлены два художественных фильма. И сейчас, когда я пишу новые сценарии для французского продакшн. Кроме того, мой муж француз – известный кинематографист, и я всегда в курсе того, что происходит во французском кинематографе. И кинематограф – это такая «магическая» сфера творчества: кто хоть раз в нее окунулся, уже не сможет без нее жить.

Можете ли Вы сказать, что у Вашего творчества есть миссия? Для кого оно?

– Всякое творчество, в том числе и мое, как поэта, писателя, сценариста, не может быть бесцельным. Моя цель в поэзии – это обновление форм, новаторство и, с идейной стороны, призыв к главной основе нашего бытия на земле – Любви. В публицистике и в кинематографе – осмысление актуального нам мира. Для кого оно? Я думаю, что каждый сможет найти в нем то, что ему лично близко и понятно. А мой главный девиз такой же, каким был у рода Строгановых на их фамильном гербе: «Отечеству принесу богатство, себе оставлю имя.» Мое богатство – это все то, что я создаю в литературе и кино – во имя культуры и блага моей родины, моего народа.

 

 

Фото: Софья Оранская, Париж, 2019г.

 

Прокрутить вверх