Статья

Интервью, кинематограф, Культура, Литература, Поэзия, Статья, Франция

Интервью с Софьей Оранской для сайта РУССКИЙ ПАРИЖ.

490_oranskaia-14Интервью для Сайта РУССКИЙ ПАРИЖ.

Алексей Терзиев: Софья, с чего началась твоя поэзия ? Первое поэтическое слово ?

Софья Оранская: Моя поэзия началась, когда я была подростком, примерно в 12-13 лет. У меня сохранились некоторые из тех моих первых стихов и могу тебе сказать, что собственно поэзией это назвать нельзя, это подростковые попытки стихосложения. Позже я обратилась к прозе, писала рассказы, потом, когда уже работала на «Мосфильме», сценарии. Настоящая поэзия ко мне «пришла» в уже зрелом возрасте, в 30 лет, когда я приехала жить во Францию, и произошло это самым удивительным образом.

А..: В 30 лет ?!

С.О.: Да. Это может показаться странным, но у каждого поэта и писателя свой путь развития. Я тебе расскажу, как это произошло. Через известного режиссера Валерия Рубинчика я тогда познакомилась с живущим вот уже многие годы в Париже художником Борисом Заборовым. Как-то раз весной я пришла к нему в гости в павильон, день был чудесный солнечный, но с Борисом мы спорили чуть не до драки, и всё о чем ? Об искусстве, литературе, современной поэзии. В общем, я ушла от него в состоянии «гром и молния», и всё потому, что художник заявил, что современной поэзии вообще не существует, ну, в смысле того, что всё это полная белиберда. И ты знаешь, эта Встреча стала каким-то удивительным таинственным толчком к тому, чтобы я начала, теперь уже по-настоящему, писать поэзию. А дальше, как плотину прорвало. Честно сказать, сейчас, десять лет спустя, оглядываясь на весь этот длинный и такой сложный поэтический период моей жизни, я иногда думаю : как же так много и столь разнообразного могло из меня родиться ?

А.Т.: А почему «оглядываясь» ?

С.О.: Потому что подвожу итоги своего поэтического «десятилетия» : написано было действительно очень много, но издана лишь малая часть. С другой стороны, хочу заметить, что в поэзии, как в балете, где говорят : «Когда приходит опыт, уходит прыжок». Может быть, поэтому теперь мне хочется вновь обратиться к прозе.

Культура, Статья, Театр

Псковская актриса Мирра Горская играла на сцене в свой 90-летний юбилей

2388222017г

10 июня в Псковском академическом театре драмы им. Пушкина чествовали актрису Мирру Горскую. Мирре Александровне исполнилось 90 лет. За 75 лет сценической деятельности она сыграла десятки ярких ролей, уже 50 лет верой и правдой служит Псковскому академическому театру драмы. В свой юбилейный день рождения Мирра Александровна вновь предстала перед зрителями в образе графини в спектакле «Пиковая дама», премьера которого состоялась в феврале.

После спектакля Генеральный директор Театрально-концертной дирекции Дмитрий Месхиев поздравил Мирру Александровну, зачитал приветствие губернатора, в котором, в частности, говорится: «Вас знают как замечательную творчески востребованную актрису, таланту которой подвластны самые разноплановые роли. Ваш яркий артистический талант, необыкновенное обаяние покорили сердца многочисленных поклонников». Дмитрий Месхиев заверил, что руководство учреждения культуры сделает все возможное, чтобы актриса и в дальнейшем радовала зрителей своим творчеством.

В свой юбилей актриса также принимала поздравления от художественного руководителя театра Александра Кладько, экс-директоров театра Геннадия Смирнова и Татьяны Комиссаровской, режиссера спектакля «Пиковая дама» Юрия Печенежского, Союза театральных деятелей Российской Федерации, членом которого Мирра Александровна является с 1950 г., поклонников ее творчества. Ей вручили награды за многолетний труд, большой личный вклад в развитие театрального искусства. Все желали юбиляру здоровья, новых творческих успехов, еще многих встреч с благодарным зрителем.

В свою очередь Мирра Горская обратилась к зрителям: «Я без вас жить не могу. Вы сегодня пришли ко мне. Я вам от всей души благодарна и кланяюсь вам низко». Она также выразила признательность руководству театра, молодым партнерам по спектаклю – «прекрасным людям, добрым, понимающим, помогающим ей жить».

Зрители стоя благодарили актрису продолжительными аплодисментами за многолетнее творчество, актерский талант, яркие эмоции, которые она дарит со сцены, высочайший  профессионализм. На изданной по случаю юбилея актрисы афише они оставляли ей свои пожелания и автографы.

Фото пресс-центра областного комитета по культуре

ИСТОЧНИК: ПСКОВСКАЯ ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

https://pln-pskov.ru/art/artnews/

Мирра Горская, с который я знакома многие годы, выдающаяся театральная актриса России, Заслуженная артистка России, получила Благодарственную Грамоту от Президента Медведева в связи с ее 75-летием на театральной сцене «за большой вклад в развитие театрального искусства». И играть на сцене в 90 лет — это подвиг, и дано единицам! Желаю крепкого здравия прекрасной актрисе и удивительному по своим душевных и духовным качествам человеку — Мирре Горской!

 

История, Культура, Россия, Статья

Доктор Александр Николаевич Поспелов (1863 – 1922). г. Судогда Владимирской обл.

Правнучка судогодского земского врача А.Н. Поспелова поэт, писатель Софья Оранская (имя при рождении — Ольга Глебовна Поспелова), живущая во Франции, передала музею документы из семейного архива, 12 семейных реликвий.

Знаменитый земский доктор Александр Николаевич Поспелов (1863 – 1922) окончил медицинский факультет Московского Университета, работал в Мытищинской больнице под Москвой, затем перешел на работу в Судогодскую земскую больницу, где со времеpospelov_archive_1_17нем стал заведующим. Талантливый врач, честный, ответственный человек, в 1921 году Александр Николаевич совмещал свою непосредственную врачебную деятельность  с заведованием уездным отделом здравоохранения. Смерть застала его 11 февраля 1922 года на боевом посту в борьбе с развивающейся эпидемией сыпного тифа.

В собрании музея появилась первая подлинная дореволюционная фотография А.Н. Поспелова.

Металлическая дверная табличка с надписью «Доктор Александр Николаевич Поспелов» станет первым подобным предметом в собрании нашего музея.

Среди переданных документов вызывает особый интерес аттестат А.Н. Поспелова от 22 января 1893 г., благодарность Судогодской городской думы А.Н. Поспелову от 27 февраля 1913 г. Ценность представляет Свидетельство о состоянии здоровья О.А. Галкиной, которое составлено рукой А.Н. Поспелова, с приложением его личной печати, на подлинном бланке.

Ценность представляет Свидетельство о состоянии здоровья О.А. Галкиной, которое составлено рукой А.Н. Поспелова, с приложением его личной печати, на подлинном бланке.

Информация о дарителе: Ольга Глебовна Поспелова (литературный псевдоним — Софья Оранская) — поэт, писатель, сценарист. Родилась в г. Орехово-Зуево Московской обл. Образование: Литфак МГОГИ, затем Высшие Курсы сценаристов (ВГИК, г. Москва) и Факультет Славянской Цивилизации, курс «Развитие философской мысли в России» (Сорбонна, г.Париж) . Работала на киностудии «Мосфильм». Автор 16 сборников поэзии, культуро-социологического эссе в двух томах «Франция, семь лет размышлений», сценариев п/м художественных фильмов, рассказов, литературных эссе, романа на французском языке «Исповедь женщины нового тысячелетия».

По материалам статьи на сайте Владимиро-Суздальского музея.  Источник  vladmuseum.ru

История, Литература, Поэзия, Россия, Статья

Александр Бобров, «Победа и позор Европы». К 75-летию Победы в В.О.В.

file-1409229056

ПОБЕДА И ПОЗОР ЕВРОПЫ

Стремительно и грозно катится река времен, уходят ветераны Второй мировой, зарастают травой окопы, накатываются новые войны и мировые потрясения. Но наша Великая Победа —  победа над фашизмом  — остаётся главным событием истории, русской и европейской, сияющей победой Добра над злом в сакральном, высшем смысле. Тем страшнее, что это забывает Европа. Она словно хочет откреститься от прошлого, забыв какой ценой пришла столь высоко ценимая цивилизованность и свобода. И про неё,  вспоминает лейтенант Сергей Наровчатов в стихотворении 1945 года:

СОЛДАТЫ СВОБОДЫ

Полощут небывалые ветра

Наш гордый флаг над старым магистратом.

И город взят. И отдыхать пора,

Раз замолчать приказано гранатам.

А жителей как вымела метла,

В безлюдном затеряешься просторе…

Как вдруг наперерез из-за угла

Метнулось чье-то платьишко простое.

Под ситцевым изодранным платком

Иззябнувшие вздрагивают плечи…

По мартовскому снегу босиком

Ко мне бежала девушка навстречу.

И прежде чем я понял что-нибудь,

Меня заполонили гнев и жалость,

Когда, с разбегу бросившись на грудь,

Она ко мне, бессчастная, прижалась.

Какая боль на дне бессонных глаз,

Какую сердце вынесло невзгоду…

Так вот кого от гибели я спас!

Так вот кому я возвратил свободу!

Далекие и грустные края,

Свободы незатоптанные тропы…

— Как звать тебя, печальница моя?

— Европа!

Недолго Европа-печальница лелеяла свои горести и чувство естественной благодарности тем, кто возвратил свободу. Самое последнее и отвратительное кощунство – снос памятника маршалу Коневу в Праге, которую он освобождал, когда уже была подписана капитуляция в Берлине, когда проливалась самая святая русская кровь. Внучка Елена Конева написала:  «Всем, кто сражался за памятник — большое спасибо от всей нашей семьи! Теперь главное, чтобы новое место, куда перевезут памятник, надеюсь, что его не бросят в каком-то хранилище, будет достойным».

Эти варвары свергли памятник не только русскому маршалу, но и герою столь любезных им западных стран. Иван Степанович Конев был кавалером американского ордена «Легион Почета», кавалером французского ордена Почетного легиона. От Великобритании он получил орден Бани и стал почетным рыцарем-командором. Так что верные рабы Гитлера свергли образ рыцаря-командора Великобритании.

Статья, ФРАНЦИЯ, - 7 лет размышлений, Эссе

Софья Оранская. Культура Франции. В журнале «Новый Свет», 2020г.

 

NW_2020_1_Oblojka

 

 

Глава «А Васька слушает да есть».

(Франция: Культура)

«Через двадцать лет ничего не будет.

Одно сплошное телевидение…»

Из фильма Меньшова “Москва слезам не верит”

 Культура… А что, собственно, это такое? Существует ли “культура вообще” (для всех, независимо от эпохи и нации) и “культура в частности” (культурный “код” каждой нации)?.. Что такое “массовая культура” и “элитарная культура”? /…/ И чем отличается французская “культура” от других национальных, в частности, от русской? Что значит для француза — “Быть культивированным” (так и говорят по-французски “ être cultivé”), “Иметь общий хороший культурный уровень”? Каковы общие западные — и французские в том числе — “культурные тенденции”? То есть что больше ценится с точки зрения “культуры”? быть “начитанным”? “наслышанным? “накаченным”?.. И вообще — нужна ли она, культура, в обществе, где рыночные ценности (valeurs de marché — устойчивое французское выражение) с его базовым понятием “все продается — все покупается в обществе потребления (société de consommation — второе устойчивое выражение)” являются определяющими весь облик “системы” ? /…/ И не является ли в таком обществе “культура” таким же потребительским товаром, как и вся другая продукция — недлительного (питание), полу-длительного (одежда) и длительного (дом) потребления? И как смотрят на это сами члены такого общества ?.. Вопросов у автора много, а размеры данного эссе ограничены. /…/ А пока — ограничимся несколькими общими замечаниями….

Продолжение читайте на сайте журнала «Новый Свет». (гл. редактор журнала — Алена Жукова).

 

История, Россия, Статья

Поспелов Александр Николаевич (1863 — 1922), земский врач, г. Судогда, Владимирская обл. Статья о нем Глеба Вл. Поспелова (1923 — 1978), его внука, краеведа г. Орехово-Зуево, Моск. обл.

«БЕСКОРЫСТНОЕ СЛУЖЕНИЕ НАРОДУ»

В городе Судогда на одном изpospelov_album_3_054 домов прикреплена мраморная доска, на которой написано: «Здесь жил доктор Александр Николаевич Поспелов«. Переулок, где жил А.Н.Поспелов, носит его имя.

Чем заслужил этот человек память потомков о себе?

Сын сельского священника из деревни Гора близ Орехово-Зуево, он не пожелал посвящать свою жизнь духовной карьере. После окончания среднего учебного заведения, юный Александр поступил на медицинский факультет Московского Университета и 30 мая 1887 года закончил его. Вскоре после окончания университета он женился. Подругой его жизни стала Александра Ивановна Данилова, тоже врач, окончившая в Петербурге высшие женские курсы.

После двух лет работы в Мытищинской больнице под Москвой, Александр Николаевич перешел на работу в Судогодскую земскую больницу врачом и заведующим. Здесь и прошла вся его врачебная и общественная деятельность.

Характерным для А.Н.Поспелова было постоянное совершенствование своих медицинских знаний. Он выписывал и читал многочисленную медицинскую литературу, ездил в Петербург на курсы усовершенствования врачей.

Другой его характерной чертой было бескорыстное служение народу. Он не жалел ни сил, ни времени для оказания лечебной помощи населению. Александр Николаевич был яростным противником получения всяких подарков и денежных вознаграждений от своих пациентов и всегда категорически отказывался от них.

Третьей особенностью врача Поспелова было его активное участие в общественной жизни провинциального города. Он является организатором земской библиотеки, литературно-драматического кружка, пропагандистом медицинских и санитарных знаний.

В трудные годы борьбы с силами контрреволюции, последовавшие после Октября, Александр Николаевич отдавал все свои силы борьбе за здоровье трудящихся. С конца 1921 года А.Н.Поспелов совмещает свою врачебную деятельность с работой заведующего уездным отделом здравоохранения. Смерть застала его на боевом посту в борьбе с развивающейся эпидемией. Заразившись сыпным тифом, он скончался 11 февраля 1922 года.

Уездный комитет РКП(б) и Уисполком в своем сообщении отмечали «высоко-ценную и полезную деятельность в области охраны здоровья рабочих глубокоуважаемого врача А.Н.Поспелова, который, не щадив своих сил, работал по 18 часов в сутки».

Трудящиеся города Судогды и уезда многие годы после смерти А.Н.Поспелова вспоминали о нем как о враче высокой медицинской культуры и подлинного гуманизма.

Г. Владимирский  (г.Зуево, 1969 год)

Примечание от Софьи Оранской:  Г. Владимирский — лит. имя. Настоящее имя Глеб Владимирович Поспелов (1923 — 1978), внук доктора А.Н. Поспелова, краевед Моск. обл., учитель истории и математики, зав. отделом культуры в г. Орехово-Зуево в 1950гг.

Источник текста статьи и фото: Архив Софьи Оранской /урожденной Ольги Глебовны Поспеловой/

Правообладатель документа: Софья Оранская (н.и. Ольга Глебовна Поспелова). Архивные документы и фотографии, Париж.

Перепубликация документов и фотографий на бумажных носителях — с письменного разрешения правообладателя (связь см. в разделе Контакты), на электронных носителях с обязательной гиперссылкой на сайт и Блог.

История, Статья

Владимир Афанасьевич Галкин (1886 – 1961), краевед, археолог, учитель математики, физики, общественный деятель. Биографический очерк о нем: автор — Глеб Вл. Поспелов (1923 — 1978), известный краевед г Орехово-Зуево, племянник В.А. Галкина.

«ГАЛКИН ВЛАДИМИР АФАНАСЬЕВИЧ» (1886 – 1961гг.)

Биография общественного деятеля, краpospelov_album_1-004еведа, педагога гор. Орехово-Зуево. 1963г.

Владимир Афанасьевич ГАЛКИН родился 30 июня (по старому стилю) 1886 года в селе Зуево Богородского уезда Московской губернии, расположенной на правом берегу Клязьмы.

Отец его Афанасий Павлов(ич) ГАЛКИН происходил из крестьян Калужской губернии Боровского уезда Рощинской волости Высоцкой слободы, а мать Анна Александровна, в девицах ЛЕБЕДЕВА, была московской мещанкой. Детей у них родилось четырнадцать человек, но большинство умерло в раннем детстве. Взрослого состояния достигли четверо : Вера (1881 – 1934г.г.), Владимир, Ольга (1889 – 1942) и Павел (1894 – 1942 гг.)

Отец Афанасий Галкин в конце XIX в. являлся заведующим красильной фабрики Ивана Никитича Зимина (нынешний завод Респиратор), позднее работал в Москве, кассиром в магазине, а умер, временно уехав из Орехово-Зуева, в голодный год, в дер. Пановка Сызранского уезда летом 1919г.; являлся он старообрядцем – преображенцем – (беспопопцем) Федосеевского согласия. Строго соблюдал все обряды, посты, не пил вина и не курил табак.

Жили ГАЛКИНЫ сначала на хозяйской, затем на частной квартире на современной улице Володарского, а потом в 1900-х годах Афанасий Павлович на земле Кукушкина поставил свой дом, где и стала жить его семья (ныне это дом 32 по улице 1905г.)

История, Культура, Россия, Статья, Франция

Фото: Графиня Елизавета Храповицкая (1857, Италия — 1935, Франция)

Elizaveta-Khrapovitskaya_album-pospelova

 

Молодость Елизаветы Храповицкой

«Опубликована малоизвестная фотография 1894 года, на которой запечатлена 37-летняя супруга хозяина усадьбы в Муромцево Владимира Храповицкого Елизавета Храповицкая.

В недавно вышедшем из печати четвертом выпуске альманаха «Муромцево. Между минувшим и грядущим» опубликована неизвестная прежде фотография жены Владимира Семеновича Храповицкого Елизаветы Храповицкой. Изображений женщины, покорившей сердце последнего предводителя дворянства Владимирской губернии, которая сыграла большую роль в его жизни, практически не сохранилось. По сути, до недавнего времени была известна только одна фотография Елизаветы Храповицкой уже в зрелом возрасте, на которой она запечатлена в униформе сестры милосердия времен Первой мировой войны. Судя по надписи, выведенной рукой Храповицкой на паспорту опубликованной в сборнике новой фотографии, снимок был сделан в 1894 году. Хорошо известно, что Елизавета Ивановна Чоглокова, будущая Храповицкая, появилась на свет в Италии в 1857 году. Соответственно красивой цветущей женщине в боа на обнаруженной фотографии около 37 лет. Судя по штемпелям на паспорту, фотография была сделана в Санкт-Петербурге в фотоателье Анаклета Пазетти, располагавшемся на Невском проспекте, 24. Как известно, в Северной столице чета Храповицких проживала постоянно. О существовании этого снимка Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику было неизвестно до тех пор, пока несколько лет назад в приемную тогдашнего генерального директора ВСМЗ Светланы Мельниковой не обратилась по телефону жительница Парижа Софья Оранская. Настоящие фамилия имя и отчество женщины, позвонившей в главный музей Владимирской области — Ольга Глебовна Поспелова. Она является внучкой известного в Судогде до революции и после нее земского доктора Александра Поспелова (умер в 1922 году). Доктор Поспелов был хорошим другом предводителя владимирского дворянства Владимира Храповицкого. Сейчас судогодская ЦРБ и один из переулков города Судогды носят имя известного доктора Поспелова. Поэт, прозаик и сценарист Софья Оранская родилась в Орехово-Зуево, а в 1992 году решила переехать в Париж. Вместе с собой она забрала в столицу Франции часть семейного архива. В том числе в Париже оказался и фотоальбом, в котором хранилось изображение молодой Елизаветы Храповицкой. Узнав о возрождении усадьбы в Муромцево, и том, что Владимиро-Суздальский музей-заповедник по крупицам восстанавливает историю дворянского имения и его обитателей, Софья Оранская обратилась к Светлане Мельниковой. Впоследствии неизвестная фотография жены Владимира Храповицкого была приобретена музеем. То, что на снимке запечатлена именно Елизавета Ивановна Храповицкая у музейщиков не вызывает сомнений. На фотографии рукой самой хозяйки Муромцево (ее почерк хорошо известен по другим документам) написано «Е. И. Храповицкая». Елизавета Храповицкая умерла во Франции 1 мая 1935 года в возрасте 78 лет и была похоронена на кладбище Трабюке в городе Ментон.»

 

 28 июля 2017г. Автор — Д. Артюх
источник статьи: zebra-tv.ru  и https://vladimir-smi.ru
 —
Уточнения к тексту : 1) Доктор Александр Николаевич Поспелов — мой прадед. Его сын — Владимир Поспелов (1890 — 1967) — мой дед, работал директором Технической библиотеки в г. Орехово-Зуево, Моск обл. Мой отец — внук Александра Н. Поспелова и сын Владимира Александровича Поспелова, — Глеб Владимирович Поспелов (1923, г. Судогда — 1978, г. Орехово-Зуево) — известный краевед Подмосковья, общественный деятель, учитель математики, истории, географии после 1925г жил и работал в г. Орехово-Зуево, Моск. обл. 2) В Париж я вывезла весь Архив. 3) В г. Судогда сохранен дом, в котором жил доктор А.Н. Поспелов в переулке, который носит его имя.
 —
Софья Оранская /н.и. О.Г. Поспелова/, поэт, писатель, публицист, сценарист. Почетный член Международной академии современных искусств (Россия), член Российского союза писателей, Союза писателей 21 века (Россия), Союза писателей Северной Америки (Канада), Ассоциации французских художников и писателей (Франция), Международной творческой гильдии (Великобритания). Представитель во Франции Российского Союза Авторов Исполнителей.
История, Культура, Россия, Статья

Софья Оранская. Краеведческая выставка к 100-летию статуса г. Орехово-Зуево — 2017г

«8 июня 2017г в городском Выставочном зале историко-краеведческого музея г Орехово-Зуево состоялось открытие Выставки «История г. Орехово-Зуево в старых фотографиях». Она собрала неравнодушных к истории родного края горожан, краеведов, друзей и знакомых поэта и писателя Софьи Оранской (Лит. имя. Имя при рождении — Ольга Глебовна Поспелова), уроженки г Орехово-Зуево, живущей вот уже почти четверть века в

Париже, предоставившей на Выставку P1100822коллекцию уникальных документов из архива своего отца, краеведа Глеба Владимировича Поспелова (1923 — 1978 гг.).

Директор городского историко-краеведческого музея Дмитрий Смирнов во вступительном слове отметил важность проведения выставки для города, отмечающего 100-летний юбилей.
Краеведы поблагодарили Софью Оранскую за трепетное отношение к памяти своих предков, за предоставленную возможность обратиться к старинным документам конца 19-го начала 20-го века и рассказывающих о жизни ее родных, которые «… жили и трудились на благо своей малой Родины…» — отца Г. В. Поспелова, основателя краеведческого музея В. А. Галкина, директоров технической библиотеки В. А. Поспелова и Натальи Владимировны Поспеловой, первого директора Лицея 9 Михаила Поспелова и др.

Софья Оранская приняла предложение краеведов о совместном проведении в 2018 году конференции, посвященной 95-летию со дня рождения Глеба Владимировича Поспелова, внесшего огромный вклад в изучение истории Орехово-Зуева.

По материалам  Историко-краеведческого музея г. Орехово-Зуево (vk.com/ozmuseum)

Прокрутить вверх